«Наш век — торгаш. В сей век железный без денег и свободы нет». Великолепная формула нового времени! Автор ее – поэт Александр Пушкин. Говоря о свободе, он явно имеет в виду не рабство, а ту свободу, которая сопутствует богатству, в том числе и богатству государства.
В массовом сознании на этот счет имеется весьма противоречивая точка зрения. Деньги порабощают человека — говорят одни. Вольная птица тот, у кого денег много, — говорят другие. И хотя написаны горы книг о финансовых премудростях, что такое деньги, не знает никто. Существуют различные фантастические домыслы по этому поводу. Здесь и надо искать отблески истины.
Есть все основания полагать, что деньги впервые появились в цивилизации, которую мы называем Атлантидой. Желтые золотые кружочки во время проведения мистерий там служили доступом в иной мир. Память об этом сохранили греки, и потому покойнику клали в рот монету, чтобы ему было чем заплатить перевозчику мертвых Харону.
Если деньги дают человеку доступ в потусторонний мир и являются знаками некоей иной реальности, абсолютно все равно, из чего они сделаны. Хотя в сознании большинства деньги ассоциируются с золотом, вся история человечества это опровергает.
То, что золото используется для чеканки монет, в каком-то смысле кощунство по отношению к золоту. У него свои таинственные функции. Какие?
Чтобы понять это, всмотритесь в золотой фон икон.
Содержание:
Что такое деньги и как они формируют истинную государственность?
Наиболее совершенное определение деньгам дал не кто иной, как Иисус Христос в XXII главе в стихе 20-21 Евангелия от Матфея. Там сказано, что, когда Христа спросили, нужно ли платить налог кесарю, Он попросил динарий и сказал: чей образ сей и написание? И получил ответ: кесаря.
Тогда Христос сказал: воздайте кесарю кесарево, а богу— богово. Значит, деньги — это образ и написание. Они дороже любого материала, из которого деньги сделаны. Истинное же право чеканить деньги имеет только царь. Когда царская власть исчезает, начинается кризис денежного обращения.
Республиканские режимы, например, как будто всецело основываются на финансовом обращении. Но это их финансовое обращение несет в себе зачатки инфляции, которая в конце концов переходит в непрерывный процесс. Естественно, это провоцирует негативное отношение к деньгам.
С другой стороны, нельзя не относиться к деньгам негативно, если их функция в обществе извращена и на них нет истинного образа и написания. Республиканский строй, как мы знаем, подразумевает равенство. Раз так, почему бы и мне не чеканить деньги или не заняться этим какому-нибудь государственному чиновнику? То есть взять на себя функции царской власти, не имея этой власти. Вот где мистический корень непрерывного кризиса денежного обращения, о котором мы говорили выше.
Именно деньги означают истинную государственность. Без истинной государственности свобода невозможна. Большая ошибка полагать, что по-настоящему свободным человек может стать только вне государства. Человек всегда принадлежит к какому-то сообществу. В конечном итоге это единство церкви.
Но существует множество искаженных, но обязательных структур: опять же государство, род, племя. Изъятый из таких структур человек вряд ли является человеком. И даже ангелом не является, ибо и у ангелов тоже чины. Он и животным не является. Потому что человек — это некое отношение к другому человеку.
Был ли Робинзон Крузо свободным на своем острове? Вряд ли, потому что его подавляли те условия, в которые он попал. Как фактически перестал быть человеком прототип Робинзона моряк Селкер. А можно ли говорить о свободе человека, когда самого человека нет?
Почему богатому трудно войти в царство Божие?
Существует варварская точка зрения, что деньги обеспечиваются товарной массой. Это одна из марксистских бредней, которые оказались чрезвычайно живучими. Забывают, что «Капитал» написан человеком, не имевшим никогда к этому отношения и жившим всю жизнь на чужой счет. Так вот: деньги не могут соответствовать товарной массе. Денег всегда должно быть больше, чем товара. Деньги обеспечивают перспективу. Деньги выдаются под будущее.
Деньги — это совершенная форма гадания, в котором участвует каждый из нас. Формой такого гадания является то применение, которое мы даем деньгам, тем самым устанавливая какие-то отношения с будущим. А будущее у нас одно — загробное существование.
Так или иначе используя деньги, мы определяемся в вечности. Это очень хорошо отражено в религиях, например в исламе, где есть такое поверье: если вы деньги копите — вы их лишаетесь, а если вы делаете добрые дела, даете бедным например, то тем самым обеспечиваете себе рай. Но делиться с бедными надо так, чтобы у вас кое-что оставалось. Иначе вы сами станете нищим. А на это надо иметь право.
Не всякий, у которого нет денег, является бедняком в мистическом и религиозном смысле слова. Это особое призвание. Все знают притчу о богатом юноше, который спросил у Христа, что нужно сделать для того, чтобы спастись. Отдай все и иди за мной — ответил Христос.
Но оказалось, что к такому поступку юноша не готов. Воистину трудно богатому войти в царство Божие. А бедному разве легче? Нигде не говорится, что бедному это сделать легко.
Итак, мы установили, что без денег нет свободы. Что деньги — это знак истинной царской власти. А царь — помазанник Божий. Синедрион ведь распинает Христа не потому, что он пророк. Мало ли их тогда ходило.
Синедрион распинает Христа потому, что он — истинный царь. А Синедрион — всего лишь группа интеллигентов-идеологов, нечто вроде Временного правительства, которое захватило власть путем уничтожения истинного царя, ибо хотели властвовать сами. Вот и получается, что главный враг денег — идеолог. Именно он на них клевещет. Именно он подрывает денежное обращение.
Зарождение денег на Руси, первая инфляция, золотой рубль
В истории России было две эпохи, когда Русь была действительно Русью: Серебряный век и золотой век — Киевская Русь. Именно Киевская Русь создала тот тип истинной государственности, который на Руси должен быть. Это сочетание центральной сильной княжеской власти с властью региональных князей. Модель эта не была идеальной. Но ведь именно идеальные модели не работают. На смену этой неидеальной, но работающей модели пришла идеальная модель Золотой Орды.
Золотой век сменила Золотая Орда — можно сказать, первый вариант Советского Союза в истории России, когда централизованное правление подавляло федеративную самостоятельность. Сборы дани, которые вела Орда, стали началом уничтожения денег и породили инфляцию, которая периодически появляется на Руси. Другой великий всплеск инфляции был при Екатерине II. Именно она ввела в оборот бумажные деньги, ничем не обеспеченные.
Этой тенденции противостоял император Павел I, может быть величайший русский государь после Ивана III. Переплавив все дворцовое серебро в деньги, он выпустил рубль-крестовик, на котором было написано: «Не нам, не нам, а имени Твоему». Павел был убит, потому что действительно стремился к сочетанию экономического подъема с подъемом духовным. То же повторилось с последними Романовыми.
Истинным символом русского Серебряного века стал золотой рубль, введенный Витте. Без этого золотого рубля не было бы ни Третьяковской галереи, ни Дягилевских постановок. В то же время Серебряный век был временем личных трагедий, легкомысленных любовных связей и утонченного разврата.
«Грядущий хам»
Великий русский мыслитель Константин Леонтьев говорил, что культура и есть тонкий разврат. Когда этот тонкий разврат из общества исчезает, общество деградирует. Именно в этих условиях нарастала экономическая мощь России и эта мощь не противостояла остальному миру.
Потому мир смело вкладывал в Россию деньги. Тогда-то и дали себя знать силы, которые человек Серебряного века Владимир Мережковский очень точно назвал «грядущим хамом». Грядущий хам — враг истинной государственности. Истинной культуры, истинного денежного обращения. Грядущий хам превратил деньги в способ покупать товары первой необходимости. А в этом случае деньги перестают быть деньгами. Они опускаются до уровня купонов. Именно такими стали советские деньги. Они существовали до поры, пока была сильна централизованная власть. Власть Золотой Орды.
Трагедия нашего общества в том, что и поныне функция денег осталась той же. В настоящем смысле слова это не деньги, потому что за ними стоит не информация, а инфляция. Сами по себе они ничего не означают. Они есть то, что утверждает администрация, назначая цены на землю и заводы.
Тенденция роста инфляции существует во всем мире, потому что существует разлад между интеллектуальным потенциалом, информацией, накопленной человечеством, и денежным обращением. Эта ситуация в очередной раз подтверждает слова Пушкина, что без денег нет свободы. Но существует и другая сторона: без свободы нет и денег.